Какие стили обучения и познания существуют?
В статье даются рекомендации как сформировать индивидуальный стиль обучения и познания студенту, чтобы учиться проще и быстрее с наименьшими затратами.
Но сначала немного о стилях обучения и познания. Что это такое? В чем разница между стилем обучения и стилем познания? Какие стили обучения и познания существуют? Ну и, наконец, как сформировать свой индивидуальный стиль обучения и познания?
Во-первых следует иметь в виду, стиль обучения имеет два значения:
- стиль обучения как устойчивая совокупность приёмов и методов педагогической деятельности, поведения учителя и его манеры общения с учениками;
- стиль обучения как набор привычных человеку стратегий и подходов к обучению в процессе получения новых знаний и умений. Дэвид Колб определяет его как некий уникальный паттерн поведения, привычный для студента при движении по циклу обучения.
Согласно теории Дэвида Колба, можно выделить следующие стили обучения:
- Аккомодационный стиль (практик). Человек проверяет всё практическим, экспериментальным путём, основываясь на своём опыте;
- Дивергентный стиль (мыслитель). Обучающийся много размышляет, подходит к вопросу с разных точек зрения, изучает информацию, углубляется в неё, но не спешит применять на практике;
- Конвергентный стиль (прагматик). Ценит теоретические знания, для него особенно важно, чтобы их можно было применить на практике;
- Ассимилирующий стиль (теоретик). Для теоретиков важнее логически обоснованные теории, чем их практическое применение.
Кроме того следует различать стиль обучения и стиль познания. Стиль познания — это характерный для человека способ восприятия и обработки информации. Именно стилем познания определяются восприятие и интерпретация информации, а также реакция на неё.
Согласно теории Дэвида Колба, можно выделить следующие стили познания:
- Связка личный опыт-практика (аккомодационный стиль). Человек любит получать знания на основании своего опыта методом проб и ошибок.
- Личный опыт-размышление (мыслитель, дивергентный стиль). Человек любит получать знания во время общения, но проверять их на практике не спешит.
- Теория-размышление (теоретик, ассимилирующий стиль). Человек любит получать знания структурированно, читать и глубоко разбираться в теории.
- Теория-практика (прагматик, конвергентный стиль). Человек любит получать теоретические знания, но при этом для него важна применимость знаний на практике.
Если точно определить свой стиль обучения и познания, то можно существенно повысить эффективность обучения в том числе и самообразования.
Однако приведенные в цитируемых статьях сведения носят сугубо научно-теоретический характер и трудно воспринимаются студентами на практике. Поэтому в данной статье далее пойдет речь в основном о стиле познания в процессе обучения и практических способах его приобретения на практике. Но сначала разберемся, а нужен ли студенту индивидуальный стиль обучения и познания?
Зачем индивидуальный стиль обучения и познания студенту?
С наступлением нового учебного года в семью студентов вливается множество новичков. В ВУЗах школьный подход к получению знаний мало подходит. А новым подходом начинающие студенты еще не овладели. Необходимо сформировать новый собственный стиль обучения и познания.
Зачем нужны знания о стилях обучения? Например, в статье «Стили обучения по Колбу: какие бывают и стоит ли на них опираться» приводится три основных цели по Дэвиду Колби:
- Чтобы эффективнее достигать целей обучения;
- Для новых возможностей в обучени;
- Чтобы учиться эффективнее.
Индивидуальный стиль обучения и познания студента необходим, чтобы учиться проще и быстрее с наименьшими затратами.
Стиль обучения и познания это наилучший способ достижения цели в приобретении новых знаний и умений в любом учебном заведении. Его можно позаимствовать из уже известных стилей или приобрести самостоятельно, что предпочтительно.
А от того как быстро студенты научатся учиться в ВУЗе зависит успех не только на ближайшей сессии, но и в дальнейшей жизни. Ведь образование(обучение) длиною в жизнь никто не отменял. Эффективный стиль обучения и познания сам по себе не приходит. Его нужно формировать в повседневной работе. Вот несколько советов в помощь начинающему студенту для приобретения навыков обучения и познания.
Один мудрец сказал, что надо не ловить рыбу, а учиться ловить рыбу. Поэтому первое правило для начинающего студента — надо научиться учиться, выработав свой собственный стиль обучения и познания для приобретения новых знаний и умений. Это не просто. Это даже трудно. Чтобы научиться ловить рыбу, надо много поймать рыбки, и большой, и маленькой. Так же как, чтобы научиться учиться надо много учиться.
Как сформировать индивидуальный стиль обучения и познания
Собственный стиль обучения и познания, как способ достижения цели в процессе образования студентов, предполагает выработку собственной системы обучения(изучения) и познания, основными компонентами которой могут быть:
- рациональное ведение конспекта,
- использование легко запоминающиеся сокращений и аббревиатуры,
- формирование собственных способов запоминания информации,
- приобретение навыков лаконичного, но правильного изложения прочитанного материала. Краткость – черта таланта, но она достигается с трудом.
Следующий совет начинающему студенту. При изучении материала не отвлекайтесь на другие мероприятия. Не выполняйте две и более работ одновременно. Юлии Цезари только в сказках и далекой истории. Невнимательное прочтение материала пустая трата времени и сил.
Если материал не понятен, то надо учить его наизусть или близко к тексту. Понимание со временем приходит, а знания сами по себе не приходят никогда. Они приобретаются только непосильным трудом.
Повторение – мать учения. Для глубокого усвоения изучаемого материала, его следует повторить от пяти до семи раз. Менее пяти – надежность запоминания низкая, более семи – бесполезная работа. Но и здесь могут быть исключения для отдельной личности, но ими следует пользоваться только после полной уверенности в правоте.
Многократное повторение изучаемого материала предполагает:
- прочтение материалов лекций в тот же день;
- проработка материалов перед следующей лекцией по данному предмету;
- повторение при подготовке к семинарам, лабораторным и практическим занятиям;
- подготовка к зачетам и экзаменам.
Для более глубокого и быстрого запоминания материала включайте как можно больше механизмов: зрительный, механический(обязательно и больше пишите как при прослушивании, так и при повторении и пересказе), слуховой и другие. Надо всегда помнить, что самый тупой карандаш острее самой острой памяти. Надо больше писать на бумаге.
Если материал, излагаемый преподавателем, труден для понимания его во время занятий, то можно перед занятием(лекцией) прочитывать его по учебнику, тогда во время занятий будет более понятно о чем идет речь и материал будет усваиваться полнее. Для реализации этого совета требуется применить силу воли. Но поверьте эти усилия со временем окупятся.
Наиболее эффективным по затратам времени и энергии не только для начинающих, но и бывалых студентов, способом приобретения знаний является систематичность в занятиях. С самого начала надо усвоить, что всякие авралы и изучения за одну ночь либо бесполезны, либо приводят к перегрузкам и подрыву здоровья, о чем человек узнает только в будущем.
При обнаружении материала, который в данный момент не нужен, но может потребоваться в будущем, запишите местоположение его. Повторный поиск ранее обнаруженной информации на порядок затратнее по времени. А повторный поиск информации очень распространенное мероприятие.
Надо с самого начала обучения если не понять, то усвоить, что знания – это капитал, который в будущем можно вложить в перспективное дело. А поскольку будущее студентов не всегда предсказуемо, то широта знаний будет хорошей защитой от непредсказуемости в будущем.
Не верьте тем, кто говорит нужна узкая специализация. Она нужна, когда после учебы у Вас появится конкретная работа, требующая конкретных знаний. А пока на этапе вузовского образования надо как можно больше усвоить информации, чтобы быть готовым к любым поворотам судьбы в будущем.
В современном мире, когда много информации доступно в электронном виде, начинающие студенты — молодежь очень сильно увлекается чтением электронных источников. Но надо понимать, что в интернете информация избыточна и требуется просмотреть(а не выучить) громадное ее количество, чтобы найти полезную.
Но в этом есть опасность не только в том, что можно»закопаться в мегабайтах», но навредить своему здоровью. Поэтому непременно ознакомьтесь с рекомендациями по использованию компьютера в обучении, изложенными в статье «Какая польза и какой вред от компьютера в обучении«.
Вспомните о книгах. Именно в них эта полезная информация уже отобрана и обобщена. В наше(прошлое) время говорили, что книга – основной источник знаний. Это актуально и в наше(настоящее) время и не только для начинающих свое обучение, но и, как говорится, бывалых.
Эти рекомендации формирования индивидуального стиля обучения и познания, как способ достижения цели, для начинающего студента проверены жизнью и опытом обучения в нескольких учебных заведениях – среднего технического, высшего инженерного и аспирантуры.
Применение их на практике только способствовало росту знаний, а широта знаний всегда выручала и никогда не была обузой. Именно индивидуальный стиль обучения и познания является основным инструментом достижения высот в образовании.
На данном сайте размещено много статей по обучению тем или иным знаниям и приобретению навыкам, например, по технологии проектирования информационных систем, при приобретении(обучении* различным IT — профессиям, профессии видеомонтажера, изучению современных алгоритмических языков программирования. Все изложенные там рекомендации необходимо дополнять материалом данной статьи. Не забывайте об этом.
Мудрость гласит. Надо знать, что знать, но чтобы знать, что надо знать, надо много знать.
Примечание. Другой опасностью компьютера, не относящейся к обучению, но тесно связанной с использованием компьютера является игромания, обзор ее видов и способов вовлечения смотри в статье Не рекомендую начинать играть, заканчивать трудно.
Заключение
Таким образом, стиль обучения и познания это наилучший способ достижения цели в приобретении новых знаний и умений в любом учебном заведении, как в школе, так и в ВУЗе.
Студенты, имеющие эффективный свой собственный стиль обучения, как правило, достигают поставленной цели быстрее и качественнее.
Сформировать свой собственный стиль обучения можно и нужно в процессе обучения.
Пока на этом всё. Если требуется продолжение темы – пишите. Будем рады прочитать отзывы в комментариях.
Связанные материалы
- Образование
- Онлайн помощь студентам перед сессией
- Онлайн помощь студентам заочникам
- Имидж школьного учителя как фактор воспитания
- Может ли оценка быть объективной?