Просмотров-1140
0

Может ли оценка обучаемого быть объективной?

Может ли оценка обучаемого быть объективной

Субъекты процесса обучения

Любая деятельность человека оценивается качественной или количественной оценкой. В данной статье рассматривается оценка школьника или студента за усвоенные знания или полученные навыки. Иногда можно слышать мнение, что вот оценка такого то учителя или педагога объективная. Так ли это? Может ли  вообще быть объективная оценка обучаемых, она ведь результат действия субъекта?

Если рассмотреть процесс образования или более простой процесс обучения, то в нем всегда участвуют два субъекта обучаемый и обучающий. Это два активных субъекта, каждый их которых стремится к справедливости по — своему.

Оценка обучаемых не может быть объективной со стороны субъекта

В этой цепочке двух активных субъектов процесса обучения никак не может быть ничего объективного, в том числе и оценки, выставленной обучающим обучаемому. Субъект не может в принципе дать ни качественной, ни количественной объективной оценки, он же ведь субъект. Но оценка субъекта может быть справедливой и не справедливой, правильной и не правильной и т.д.

Объективность ЕГЭ под сомнением

О пользе и вреде ЕГЭ говорится очень много. Наша точка зрения на этот счет выражена в статье «Зачем нужен ЕГЭ в школе, он только вредит«. Здесь же проанализируем объективность ЕГЭ.

Защитники ЕГЭ хором говорят о том, что оценка, полученная в результате решения задач при сдаче ЕГЭ объективная. И это не верно. Как формируется оценка при ответах на ЕГЭ? Решаются задачи, сообщается результат, по которому программа компьютера выставляет запрограммированное количество балов по каждому вопросу(задаче).

А алгоритм, в котором назначается количество баллов по тем или иным вопросам (задачам) кто разрабатывает — не субъект ли случайно? Все назначенные критерии, баллы в компьютерных тестах, в том числе и ЕГЭ, субъективны, ибо они все назначены субъектами. Нет такого объекта, который мог бы вместо человека выполнить эту задачу. Поэтому объективная оценка обучаемых это миф.

Из-за некомпетентности или, действительно умышленно, защитники ЕГЭ утверждают, что одним из главных достоинств ЕГЭ считалась возможность получения «объективных и независимых» показателей, позволяющих сравнивать качество образования в различных школах. Для обывателя это кажется правдоподобным, так как субъект здесь скрыт за железной душой компьютера. А сравнивать различные школы по столь сомнительному показателю это уму не постижимо, хотя используется повсеместно. Но это уже другой вопрос. Пока его касаться не будем.

В вопросе объективности оценки ЕГЭ следует учесть еще один аспект. Не верно определенная субъективная оценка, выставляемая одним учителем(преподавателем) одному обучаемому (ученику или студенту) не так опасна, по сравнению с неверно определенной субъективной оценкой одного или небольшой группы учителей, определяющей субъективную оценку для всех обучающихся при сдаче ЕГЭ. Очевидно, что такая оценка приносит вреда намного больше. А ведь мы много говорим об индивидуальном подходе в обучении, в том числе и в выставлении оценки.

Объективная оценка обучаемых, да и любая оценка за любую деятельность человека со стороны субъектов равносильна абсолютной истины. Но ведь никто не спорит, что абсолютной истины нет, есть только различные уровни приближения к ней. А почему оценку считают объективной – не понятно. Поэтому борьба за повышение объективности оценивания бессмысленна. Бороться надо за честную, принципиальную, но справедливую, без предвзятостей и коварства оценку обучаемых.

Не смотря на то, что объективная оценка обучаемых это абсолютная истина в последней инстанции, но стремиться к этому надо. Конечно правильнее сказать, что бороться надо за справедливую оценку, соответствующую уровню подготовки ученика или студента. В этом великая роль и призвание учителя и педагога. Уметь противостоять внутреннему протесту, если он есть, ради справедливости не каждому дано. И вот здесь у нас очень много проблем.

Заключение

Объективная оценка обучаемых, как со стороны учителя, так и со стороны тестирования с помощью ЭВМ это не верно, потому что критерии формулирует субъект.

Проблема справедливости и несправедливости оценки учащихся должна решаться путем коллегиальности в выставлении оценки. Как это сделать и как исключить договоренность между коллегами, авторитетность некоторого мнения и т.п. вот в чем проблема. Основной путь решения подобных проблем — воспитание высоконравственного человека, в том числе и учителя.

Любая субъективная, но справедливая оценка будет восприниматься как должное абсолютным большинством учащихся. Но в семье не без урода, и с этим тоже надо бороться сообща.

Если есть возражения, то прошу откликнуться, обсудим.

Смотрите также…

Внимание! Кто хочет своевременно узнавать о выходе новой статьи на сайте должен подписаться.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ

Статьи об онлайн курсах обучения

Дистанционное обучение
Обучение программированию
Проектирование информационных систем
 
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

brasm

Пенсионер с 33 - летним педагогическим стажем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *