Школу убивает низкий спрос на знания
Нескончаемые реформы системы образования в нашей стране последнее время мало результативны. Школьное образование медленно выходит из той глубокой ямы, в которую ее столкнули в 90-е годы. Поэтому многие задаются вопросом – Что делать, нужны ли экзамены в школе, спрашивают как дети, так и их родители.
Предложений по реформе нашей школы много. Есть очень конструктивные, а есть и экстравагантные, такие как школьное образование без экзаменов решит все проблемы. Вот один из примеров.
«Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы, — я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа. Экзамены приучают школьников к системе оценивания и убивают всякое желание учиться, поэтому от них следует избавиться. Одна из моих личных целей — убить экзамены», — сказал Герман Греф в ходе выступления на Восточном экономическом форуме.
Эта эмоциональная фраза не великого эксперта в области школьного образования по сути своей имеет смысл. Может и правда не нужны экзамены в школе. Вы только представьте, что школа нашей страны достигла такого уровня развития, что можно отменить экзамены. Я могу только приветствовать такую школу без экзамена. Школу в которой реализуется самый гуманный, но справедливый, процесс оценивания ученика. Процесс оценивания отменить нельзя. Это аксиома. Но формы процесса оценивания могут быть разные и изменяться.
Но только не экзамены убивают всякое желание учиться, а очень низкий спрос на знания, в отличие от высокого спроса на дипломы об образовании. И виноваты здесь как раз предприниматели, типа Грефа и ему подобные. Мало кто спрашивает выпускника, что ты знаешь и что умеешь, а все спрашивают, есть у тебя диплом или нет. А люди не глупцы, они всегда идут по пути наименьшего сопротивления. Для получения знаний надо много работать, а получить диплом в настоящее время, к сожалению, менее затратное, с точки зрения энергии, а не материальных средств, дело не хитрое. Так, что вопрос нужны ли экзамены в школе совсем не риторический.
Часто в качестве примера приводится система образования Финляндии. Но там не все так без спорно. Подготовка к жизни, а не к экзаменам тезис очень спорный. Одно другому не противоречит. Говорят, что Финляндия много раз занимала лидирующие места в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, обходя все другие страны мира, но где конкретные результаты, подтверждающие уровень подготовки школьников? Где победители олимпиад из Финляндии? Школьное образование без экзаменов в Финляндии очень даже порочное с точки зрения изучения таких дисциплин как математика, географии и физики.
Почему Финская школа самая лучшая можно посмотреть в статье «Как устроена финская школа — одна из самых сильных школ в мире«. В этой статье достаточно подробно анализируются как положительные, так и отрицательные стороны финской средней школы. Обобщив, можно сказать, что главные причины, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что:
- дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом, закладываемым в дошкольном образовании,
- учителя в Финляндии это особая уважаемая часть общества,
- затраты на, как дошкольное, так и школьное образование высокие.
Поэтому экзаменов в школах Финляндии нет. Учителя могут по своему усмотрению провести контрольную, но обязательным считается только стандартный тест в 16 лет, по окончании средней школы. Высокий уровень сознания м низкий уровень коррупции и «кумовства» в Финляндии позволяет сделать так. Однако у них есть выпускные экзамены в виде четырех обязательных тестов по выбранным предметам и только в электронном формате.
О порочности такой без экзаменационной системы говорит и то, что большая часть выпускников посещает дополнительные платные курсы перед тем, как сдавать вступительные экзамены в ВУЗы. Значит школа не готовит к поступлению в ВУЗы?
И тем не менее, я согласен с Г. Грефом в том, что система насильного школьного образования не несет счастья школьнику, поскольку она создана для государства. Но и здесь наше школьное образование на сегодняшний день не подготовлено к переходу к ненасильственному образованию, как, например, в Финляндии. Да и не такое оно насильное наше школьное образование, чтобы считать это главной проблемой. Но бороться за это следует. Сначала ненасильственное образование, а потом смотри и школьное образование без экзаменов. Но когда это будет, спрашивают как дети, так и их родители. Ответ очевиден. Не скоро.
Кроме того, школу убивает не наличие экзаменов, а наличие более существенных проблем школьного образования. Основными проблемами современного школьного образования, на мой взгляд, являются:
- низкий уровень спроса на знания и умения выпускника, достигнутые в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Именно они могут стимулировать получения хороших знаний в школе, хотя бы для того, чтобы не только поступить, но и продержаться до выпуска;
- не всегда достаточный уровень профессиональной подготовки и морально-этических качеств учителей в школах, преподавателей в техникумах и ВУЗах, особенно периферийных, обусловленный тем, что на смену старшего поколения приходят выпускники, воспитанные не на патриотических, а монетаристких подходах образовательных услуг(услуга для образования — это очень печально). Учитель для ученика должен быть образцом для подражания;
- очень низкий имидж учителя, преподавателя, да и студента по сравнению с имиджем предприимчивого и респектабельного бизнесмена, обусловленный, и низкой заработной платой, и пропагандой по телевидению, и условиями жизни и многими другими факторами.
Что надо сделать?
Без решения этих главнейших проблем школьное образование не улучшится. И тогда школьное образование без экзаменов будет далекой перспективой, как город Солнца Кампанеллы. А в городе Солнца можно было бы отменять экзамены. Там люди другие. Нам тоже надо много работать, чтобы в школе были только высоконравственные учителя м воспитатели.
У Финского школьного образования можно многому поучиться. Прежде всего справедливости и непредвзятости к оценке школьника. Кроме того, надо сделать как в Финляндии Учитель— престижная профессия, а учат детей самые лучшие. Конкурс на педагогический факультет в университете Хельсинки — 20 человек на место. Отсюда отбор лучших обеспечен.
А Г.Грефа я в этих вопросах вообще бы не слушал. Потому что его высказывания о том, что школа должна перейти от преподавания знаний к обучению навыкам порочны. Это в принципе не возможно ибо навыков приобрести без наличия знаний не возможно. А что стоят высказывания о математике. Считать будут роботы?
Математика была, есть и будет самым лучшим средством формирования мышления человека. Формирования образа мышления, если хотите извилин в голове, без математики либо трудно, либо не возможно. А как можно ненавидеть процесс оценивания, когда сам этим занимаешься каждый день. А в Сбербанке система не насильного образования? Думать надо, прежде чем говорить.
Если говорить о существующем экзамене в форме ЕГЭ, то на мой взгляд, он модификации не подлежит, а подкрашивание может только навредить. Если говорить о формировании условий для перспективной отмены экзамена каким он существовал в советское время, то сначала надо решить хотя основные проблемы современного школьного образования.
Отмена экзаменов в школе преждевременна
Анализ состояния современного школьного образования показывает, что нужны экзамены в школе. И вот почему.
Экзамен это оценка деятельности ученика за последние 11 лет. Без такой оценки потеряется смысл — закончить школу с наилучшими результатами, с высоким уровнем знаний. Вопрос может стоять о форме выставления такой оценки. Без экзаменационная форма оценки для сегодняшнего состояния школы это далекая перспектива. Но мечтать о ней полезно и целесообразно.
Экзамен отменять в школах рано, но не потому, как сказала министр просвещения О. Васильева, что он зеркало всей системы образования, а потому что есть проблемы, без решения которых и говорить об этом рано, не то что планировать отмену в школе экзаменов. А вот сделать, чтобы экзамен не был зеркалом образования, выступая показателем, какая школа лучше какая хуже, потому что это извращенный критерий оценки школьных коллективов. Но в какой форме нужны экзамены в школах, спрашивают и дети и их родители.
И то, что сегодня экзамен(особенно в форме ЕГЭ) стал фетишем — главным, ведущим и основным в жизни школы и ученика, это плохо. Вот это отменить можно уже сегодня. От этого школьное образование не пострадает. И начать надо с отмены ЕГЭ в школе и возвращению к письменному или устному экзамену, но с активным участием Учителя.
Школьные коллективы надо оценивать по уровню подготовки(квалификации) преподавательского состава, их методическому мастерству, а не по результатам только одной стороны образовательного процесса — ученика.
Но над количеством и структурой(методикой) экзаменов в школе можно и нужно поработать и обосновать необходимость. Может учесть будущую профориентацию ученика — техническая, гуманитарная и т.п. Но экзамены по таким дисциплинам как математика и русский язык отменять ни в коем случае нельзя для любого направления. А дальше одному химию, другому биологию, а третьему обществознание.
Заключение
Из всех элементов системы образования важнейшим является школа. А в школе важнейшим является учитель, его имидж, его статус, его настроение и помыслы. Раскрепостите учителя, но потребуйте от него высочайшего профессионализма и приложения всех сил на обучение и воспитание учеников.
И тогда можно ставить вопрос — нужны ли экзамены в школе, о котором часто спрашивают как дети, так и их родители, но достичь такого благоденства не так просто, как кажется и хочется, но надо.
Создать школу, отвечающую высоким международным, а лучше внутренним Российским требованиям, не просто. Но предложение — школьное образование без экзаменов — достойно рассмотрению в далекой перспективе.
А результат работы школы оценивайте не по итогам экзаменов, ибо этот результат зависит не только от учителя, но от ученика, а по компетенции, знаниям и умениям преподавать и воспитывать обучаемых.
На этом пока все. Дальнейшие публикации на эту тему детализируют точку зрения на проблемы в образовании.
А как Вы думаете, нужны ли экзамены в школе?
Смотрите также…
Образование и дистанционное обучение
Почему образование это не услуга, не работа и даже не благо
Зачем нужен ЕГЭ в школе, он только вредит
Может ли оценка обучаемого быть объективной?
Какая польза и какой вред от компьютера в обучении
Не нужны экзамены. Уровень усвоенных знаний достаточно прозрачен по обычным контрольным и тестам в течение года и является более релевантным.