Просмотров-286
0

Какая польза и какой вред от компьютера в обучении

Польза или вред от ПК зависит от пользователя

Роль в быту и вред для здоровья

Сегодня компьютер занял одно из ведущих мест во многих областях жизнедеятельности человека, в работе, отдыхе, поиске информации, в общении и т.п. Роль компьютеров в жизни человека трудно переоценить. Но необходимо постоянно помнить, что компьютер это не панацея от всех бед, и более того, не следует забывать о влиянии компьютера на здоровье человека, поэтому при работе надо строго соблюдать выработанные практикой рекомендации. Польза и вред от компьютера на практике должны быть сбалансированы. Поэтому вопрос чего больше пользы или вреда от компьютера в быту не праздный вопрос.

Сегодня уже многим стало ясно, что компьютер таит в себе много опасностей. Во многих публикациях обсуждаются положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь человека и даются рекомендации о правилах, которые надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье. Вредное влияние компьютера на состояние здоровья проявляется из-за неправильного и неумеренного использования компьютера, что приносит ощутимый дискомфорт и даже вред как физическому, так и психическому здоровью.

Напряженная работа за монитором вредно сказывается на зрении. Зрительная гимнастика и перерывы облегчат работу глаз.
Неумеренное потребление информации приводит к психическому перенапряжению, а это тоже вредно. Особенно это опасно для детей и подростков. Но самым вредным и опасным, особенно для психически неустойчивых молодых людей, может стать чрезмерное погружение в компьютерные игры – игромания, а также чрезмерное онлайн-общение не только с друзьями, но и посторонними людьми.

Польза от компьютера небольшая вреда много

Прогулки на свежем воздухе, живые встречи и игры в футбол с друзьями, выполнение работ, не связанных с компьютерной техникой, и другие аналогичные мероприятия хорошо помогают. Здесь роль родителей ни кем и ни чем не заменима. Но не все так просто.

Но меня, в данном случае, интересует не столько вредное влияние компьютера на здоровье, о чем написано очень много, а  польза и вред компьютера в процессе образования и обучения, как в школьном, так и высшем или среднем профессиональном.

Польза в расчетах и тормоз в мышлении

Изначально компьютер предназначался для решения вычислительных задач, трудно решаемых аналитически. Но со временем расчёты стали лишь частью обработки информации и пользы от компьютера стало больше. Вычислительные возможности компьютера оказались полезными в введении домашнего бюджета, а также бухгалтерии, как малого так и крупного предприятия. Все прекрасно и полезно. Польза компьютера очевидна

Но время шло. Компьютер стал применяться везде, где можно. Стали появляться симптомы не только пользы, но и вреда компьютера. Дело дошло до такого положения, что когда просишь студента три разделить на четыре, он тут же достает калькулятор. Но а если спросишь студента вычислить логарифм 16 по основанию 2 или 4, то тут и калькулятор не всегда помогает.

Таких примеров в жизни встречалось достаточно много, чтобы сделать вывод о пользе и вреде компьютеров в обучении элементарным вещам. Это свидетельство чрезмерного увлечения компьютером при элементарных расчетах, что в свою очередь вредно сказывается на мышлении, а может даже и на развитии образа мышления. Для математики это первично, а для инженерии жизненно необходимо.

А в интернете мы читаем обратное: аргументы «за» использование компьютера, имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер полезен и способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. Так ли это? Возможно имеется в виду правильное, а не агульное его использование.

Но есть и противоположные мнения. Немецкие ученые установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики. Оказывается не польза, а вред в интеллектуальном росте. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки благотворно влияет на успехи в школе. А мы часто говорим обратное о пользе компьютера при замене книг.

Польза или вред от ПК зависит от рода деятельности

Эти выводы немецкие ученые сделали после обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32-х европейских странах. Вот с этим не согласиться нельзя, потому что это характерно не только для европейских стран, но и для России, а также не только для учеников, но и для студентов. Очень интересная и поучительная статья. Я бы ее сделал настольной книгой учителя и преподавателя.

Польза от компьютера очевидна

Привычка к компьютеру настолько входит в жизнь студента, что он не понимает, как можно решать задачи без использования компьютера. Польза и вред от компьютера в расчетах должна быть сбалансирована так, чтобы не тормозить мышление, а развивать его. Вред компьютера в развитии мышления, анализа и синтеза очевиден.

Те, кто считает, что ВУЗ должен подготовить компетентного профессионала, ошибаются. ВУЗ должен подготовить мыслящего специалиста в определенной профессиональной области.

Помощь в поиске и вред в количестве найденного

Для тех, кто считает, что самыми существенными пользой и достоинством компьютера является возможность выхода в Интернет и предоставление доступа к разнообразным информационным ресурсам и, что не надо листать толстые книги, скажу прямо — Вы ошибаетесь, потому что кроме пользы в этом таится и вред.

Это правда, выход быстрый, но то, что не надо листать толстые книги – это заблуждение. Книга была и остается главным источником настоящих, а не поверхностных знаний. Потому что в книгах материал отобран и систематизирован, в отличие от беспорядочного конгломерата в интернете. Многократное изучение материала по книге намного полезнее, чем по компьютеру.

Польза от книги и вред от компьютера

Но далее идет утверждение о том, что компьютеры очень полезны и могут превратить высшую школу(образовательную систему) в составную часть больших систем обмена и поиска информации, где отдельный обучаемый будет иметь практически мгновенный доступ к почти неограниченному количеству высококачественной информации. Это не правда и не хорошо, и здесь компьютер больше вреден, чем полезен.

Во-первых в интернете качественной информации на порядок меньше некачественной. Отобрать нужное из громадного конгломерата информации, особенно не подготовленному обучаемому очень трудно. Один мой студент, выполняя дипломное проектирование набрал такое количество информации из интернета, что вошел в ступор, стал просить и умолять помочь разобраться и отфильтровать не нужное, чтобы двигаться далее в процессе проектирования. Какая польза от этой большой системы обмена и поиска информации?

Во-вторых, это в какую такую часть большой системы обмена и поиска информации надо превращать образование(школу, ВУЗ) и для каких целей? А Яндекс и Гугл для чего? Да уметь отыскивать требуемую информацию, строить релевантные запросы для ее поиска студенту надо знать и уметь и этому следует обучать. Польза очевидная.

Некоторые относят быстрый поиск и обработку информации при написании рефератов, курсовых, презентаций и т.д. к полезному занятию в использовании компьютеров. Но если хорошо разобраться, то здесь такие минусы скрываются, что лучше бы не было компьютеров вообще. Когда студент сам пишет реферат, самостоятельно выполняет курсовой проект или работу, он развивается. А когда он скопировал из интернета работу и представил ее за свой моноскрипт, то пользы от этого мало, а вреда много. А ведь эти формы обучения многое дают для подготовки специалиста.

Следующая польза — удобнее изучать предметы (интерактивные лекции и целые курсы на дисках). Увлекаясь модными словечками – как интерактивные лекции, курсы, мы зачастую подменяем живое и полезное общение студента с преподавателем, бесполезным, а иногда и даже вредным взаимодействием с бездумным компьютером. А это очень большой вред.

Замена естественного общения компьютерным стала не приемлема уже даже в малых коллективах разработчиков и аналитиков. А обучение чем хуже? Ответственность за сбалансированное использование компьютера в обучении полностью лежит на педагоге. К сожалению у нас еще много педагогов, которые в погоне за ложной популярностью насаждают обучаемым обучение с помощью компьютера. А может некоторые просто не хотят работать — пусть компьютер за меня поработает.

Польза в программировании и вред в подмене счета

Возвращаясь к тому, что изначально компьютеры предназначались для решения вычислительных задач, трудно решаемых аналитически, можно привести пример положительного и отрицательного применения компьютера при решении одной и той же задачи. Рассмотрим какова польза и вред от компьютера в расчетах.

Например, если требуется построить гистограмму распределения некоторого набора случайных чисел и определить закон распределения, то можно сделать так. Студенты сами подбирают требуемый набор чисел, записывают их в конспекте. Далее самостоятельно выбирают интервалы и группируют числа. И также самостоятельно в конспекте на бумаге строят гистограмму, по которой определяют закон распределения. Задача решается долго. Интенсивность обучения слабая. Но в этом случае все кто выполнил задание самостоятельно, наверняка смогут запомнить алгоритм действий на всю жизнь.

А можно поступить так. Заранее составить компьютерную программу на алгоритмическом языке, которая будет генерировать случайный набор чисел, автоматически выбирать размер интервала и группировать числа. А затем, также программно, строить диаграмму, использую соответствующий программный компонент. Задача решается в два щелчка – сгенерировать и построить. Интенсивность обучение высокая. Но вряд ли студенты после такой процедуры будут самостоятельно уметь строить гистограмму. Это пример вредного применения компьютера.

Польза от компьютера не большая

Но если стоит задача выполнить исследования влияния какого то фактора на распределения случайных чисел, решение такой задачи на бумаге практически не возможно. В этом случае нужна компьютерная программа, генерирующая набор чисел, автоматически строящая гистограмму, которую студенты будут фиксировать. Решения такой задачи для выполнения исследования должно быть многократным, что аналитически не под силу, без компьютера не обойтись. Это пример использования компьютера с пользой.

В исследованиях польза от компьютера громадная

Бесспорная польза использования компьютера в обучении программированию. Здесь без компьютера никуда. Обучаться программированию без компьютера теоретически можно, но практически крайне не целесообразно и даже вредно. Хотя здесь тоже имеются издержки, заключающиеся в том, что программированию учатся только на компьютере, исключая этапы разработки математической формализации поставленной задачи, разработки алгоритма и структуры программы. Но это уже больше методические издержки, а не издержки использования компьютера.

Заключение

Выводы простые. Умеренное, методически оправданное, применение компьютера в обучении приносит пользу. Чрезмерное, методически не оправданное, применение компьютера, подменяющее мыслительную деятельность школьника или студента, как правило, вредит. А умение использовать компьютер для решения сложных, особенно исследовательских задач, необходимо и полезно.

Компьютеру как инструменту альтернативы нет. Но им, как всяким инструментом, надо пользоваться умело и осторожно, чтобы не навредить не только здоровью, но и образованию. Польза и вред от компьютера в обучении должны быть сбалансированы. А сбалансировать может только преподаватель.

Вот, пожалуй и все. Выводы делать только Вам.

Кто хочет стать моим партнером в R-MONEY.RU жмите на кнопку на рисунке
Кто хочет своевременно узнавать о выходе новой статьи на сайте должен подписаться.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ

Статьи об онлайн курсах обучения

Дистанционное обучение
Обучение программированию
Проектирование информационных систем
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *