2

Почему образование это не услуга, не работа и даже не благо

Образование это не услуга

Немного истории

После уверенной победы “квазидемократии” и всеобщей “американиции” образа жизни стало модно все переворачивать с ног на голову. Это коснулось и системы образования в нашей стране. Долгое время можно было слышать, что многие исследователи сходятся на том, что основным направлением деятельности ВУЗа является предоставление образовательных услуг, но не дают однозначного определения в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром или продуктом ВУЗа. И лишь не многие считают, что образование это не услуга.

Каких только определений образовательной услуги нельзя не встретить в статьях и научных трудах. Приведу несколько примеров без указания авторства и ссылок.

Под образовательной услугой понимается «целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности». Услуга и деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса – что не вяжется.

Далее, под образовательной услугой понимается «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков». С какого перепуга — услуга это совокупность приобретенных знаний и умений. Когда студент приобретает знания самостоятельно он что сам себе оказал услугу?  Опять не вяжется.


Образование - это что услуга?

Или такое, под образовательной программой понимается «комплекс образовательных услуг, направленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя, обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации». Так что, содержанием образовательной программы является услуги? Опять не вяжется.

С тех пор как образование перешло в разряд услуги, учитель и преподаватель перестали быть наставниками, они стали исполнителями по договору об оказании образовательных услуг. Мы хорошо помним как в лихие 90-е из школы убрали воспитательную функцию, ликвидировали пионерию и комсомол и к чему это привело.

Тем не менее, обучение по инерции продолжалось на методиках и учебных программах, разработанным в советское время. Ломать образование через колено, навязывая педагогам понимание образования, как услуги, начали активно уже несколько позже в конце лихих 90-х.

Особенно в этом постарались министры А. Фурсенко и Д.Ливанов. Достаточно вспомнить некоторые из высказываний вроде этого: на вопрос корреспондента министр отвечает примерно так “…мы посоветуемся со своими американскими коллегами и примем решение…”. Не со своим народом, не своими учителями, преподавателями и ректорами ВУЗов он буде советоваться, а с американскими коллегами. И мне стало так обидно, что нашим образованием руководят такие «профессионалы».

Дальше больше с переходом на Болонскую систему образования у нас стали теряться основы, которые были заложены еще Ломоносовым, научные школы стали разваливается на глазах, а иногда превращаться в способы извлечения прибыли.

Но и наконец, введение ЕГЭ в школах привело к резкому снижению качества приёма в ВУЗы и активно способствовало замещению учебного процесса его имитацией. Полного замещения не произошло только потому, что в каждом ВУЗе есть студенты, которые пришли туда учиться, и есть преподаватели, готовые их обучать не смотря ни на что. Именно они демонстрируют то, что образование это не услуга.

Но что парадоксально, при всем этом «высшее псевдообразование»(которое к сожалению имеет место в нашей системе) по-прежнему востребовано нашими гражданами, потому что окончание ВУЗа даёт выпускнику статус «человека с дипломом», который расширяет возможности трудоустройства; качество образования и его профиль при этом оказываются не столь существенны.

Немного анализа

Однажды я услышал такую фразу: “образование длинною в жизнь никто не отменял”. И действительно. Когда мама учит ребенка говорить это что работа, услуга или благо? Но это уже образование. Когда учитель объясняет ученикам метод индукции и дедукции – это работа или услуга? Когда профессор читает лекцию по теории относительности или математическому анализу – это что работа или услуга? А когда я сам изучил английский язык, чтобы понимать больше в программировании, в компьютерной технике и т.п. Это работа или услуга самому себе?


Профессор у доски

Но, а когда говорят, что образование это продукт, то здесь наблюдается полное не понимание понятия продукта. Это не обсуждается.

Со временем многие прозрели и не стали считать образованием услугой. Некоторые предлагают считать образование общественным благом. Это уже лучше, но на мой взгляд тоже проблематично.

Чтобы ответить на поставленные вопросы я, ненароком уподобляясь Остапу Бендеру, задаю себе вопрос. Что такое работа, услуга и благо? А О.Бендер сказал бы — почитай Википедию. Ясно, что определений очень много, поэтому возьмем в качестве источника как нам рекомендовали Википедию.

Работа это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга это результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

Благо это всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

Таким образом, если образование это работа то, где материальный результат? Если это услуга то, разве можно преподавателя и обучаемого считать поставщиком и потребителем. Грубовато как то. Если образование общественное благо то, где здесь удовольствие, ведь это титанический труд. Отсюда ясно, что образование не корректно относить  к услуге,  работе и даже к благу.

Единственное отступление мне кажется можно сделать в отношении платных и бесплатных курсов. Сегодня в интернете предложений поступать на курсы достаточно много. Например, анализируя предложения, меня привлекли курсы по подготовке специалистов контекстной и таргетированной рекламы в тренинг-центре 1day1step. На курсах готовят будущих специалистов для работы в социальных сетях. Это никак не связано со школьной или ВУЗовской подготовкой. Аналогичный пример космический набор мини-курсов от проекта «VideoSmile», где обучают видеомонтажу для будущей удаленной работы или работы в учреждениях. Возможно их можно считать образовательной услугой, потому, что они направлены на подготовку к деятельности, направленной в будущем на извлечении прибыли. Возможно, что здесь и я заблуждаюсь. Надо подумать.

Образование это двусторонний процесс

Выполнив анализ этих определений, я прихожу к выводу, что образование это не услуга, не работа  и даже не благо. А образование это целенаправленный двухсторонний процесс передачи(не поставки) и приобретения(не потребления) в результате труда знаний и умений в интересах личности, общества и государства.

Иногда можно встретить объединенные определения процесса образования и воспитания. Да эти процессы неразрывны, но объединять в единое целое тоже не совсем корректно. Цели и методы достижений несколько различаются.
Конечно на практике образование это единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, реализуемый образовательными учреждениями.

Принципиальное отличие образовательного процесса от обычного процесса потребления заключается в том, в обычном процессе одна сторона производителя активна, другая — потребителя пассивна. В образовательном процессе обе стороны должны быть активными. Пассивность любой из сторон не приведет к результату. Более того сторона приобретения(потребления) может более активна чем сторона передачи знаний и умений за счет самообразования и дополнительных занятий.


Образование - двусторонний процесс

Сегодня, кажется всем стало ясно, что проамериканские апологеты, оказавшие триединую медвежью услугу образованию, заблуждались(а может и нет) и ошибались и, что эту ошибку надо исправлять. Даже министр образования и науки Ольга Васильева еще сентябре 2016 года заявила: «Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании», а воз и ныне там.
Данные слова были услышаны в Госдуме. И теперь у нас внесен законопроект, согласно которому необходимо отказаться от термина «образовательная услуга». Уже многие поняли, что образование это не услуга и этот хорошо.

Законы мы изменим. А как изменить мышление, как говорил один из наших лидеров. Здесь потребуется кропотливая работа, которой пока со стороны руководства не заметно. Я не беру во внимание громкие обещания и прожекты, где целенаправленная деятельность?

Заключение

Не смотря на то, что из истории можно сделать только один вывод – что из истории никто выводов не делает, хочется надеяться, что сама жизнь отнивилирует все перегибы и ошибочные заблуждения в образовании. И все примут тезис, что образование это не услуга.

И мы увидим на практике как принятые меры по улучшению качества образования, усилению имиджа учителя и преподавателя дадут свои плоды. И тогда мы снова увидим наше образование в первых рейтинговых строчках мировых показателей. А словосочетание «образовательные услуги» забудем как страшный сон.

На этом пока достаточно. Кто не согласен прошу высказаться.

ФотоМАСТЕР

brasm

Преподаватель со стажем 33 года. Кандидат технических наук, доцент.

2 комментария

  1. Значит процесс активного взаимодействия обучаемого и обучающего. А кто является так называемым выгодоприобретателем?

    • Дима, ты такие слова говоришь, что даже не могу их выговорить. Конечно выгодоприобретателем является студент, получивший определенную сумму знаний и умений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *