0

Школа без экзамена – город Солнца Кампанеллы

Школа без экзамена это мечта

Школу убивает низкий спрос на знания

Нескончаемые реформы системы образования в нашей стране последнее время мало результативны. Школьное образование медленно выходит из той глубокой ямы, в которую ее столкнули в 90-е годы. Поэтому многие задаются вопросом – Что делать? Необходимо школьное образование без экзамена, говорят некоторые. Так ли это?

Предложений много как это сделать. Есть очень конструктивные, а есть и экстравагантные, такие как школа без экзамена решит все проблемы. Вот один из примеров. «Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы, — я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа. Экзамены приучают школьников к системе оценивания и убивают всякое желание учиться, поэтому от них следует избавиться. Одна из моих личных целей — убить экзамены», — сказал Герман Греф в ходе выступления на Восточном экономическом форуме.

Эта эмоциональная фраза не великого эксперта в области школьного образования по сути своей имеет смысл. Вы только представьте, что школа нашей страны достигла такого уровня развития, что можно отменить экзамены. Я могу только приветствовать такую школу без экзамена. Школу в которой реализуется самый гуманный, но справедливый, процесс оценивания ученика. Процесс оценивания отменить нельзя. Это аксиома. Но формы процесса оценивания могут быть разные и изменяться.

Да не экзамены убивают всякое желание учиться, а очень низкий спрос на знания, в отличие от высокого спроса на дипломы об образовании. И виноваты здесь как раз предприниматели, типа Грефа и ему подобные. Мало кто спрашивает выпускника, что ты знаешь и что умеешь, а все спрашивают, есть у тебя диплом или нет. А люди не глупцы, они всегда идут по пути наименьшего сопротивления. Для получения знаний надо много работать, а получить диплом в настоящее время, к сожалению, менее затратное, с точки зрения энергии, а не материальных средств, дело.

Я согласен с Г. Грефом в том, что система насильного школьного  образования не несет счастья школьнику, поскольку она создана для государства. Но и здесь наше школьное образование на сегодняшний день не подготовлено к переходу к ненасильному образованию, как, например, в Финляндии. Да и не такое оно насильное наше школьное образование, чтобы считать это главной проблемой. Но бороться за это следует. Сначала ненасильственное образование, а потом смотри и школьное образование без экзамена.

Отмена экзамена в школе преждевременна

Экзамен это оценка деятельности ученика за последние 11 лет. Без такой оценки потеряется смысл — закончить школу с наилучшими результатами, с высоким уровнем знаний. Вопрос может стоять о форме выставления такой оценки. Без экзаменационная форма оценки для сегодняшнего состояния школы это далекая перспектива. Но мечтать о ней полезно и целесообразно.

Экзамен отменять в школах рано, но не потому, как сказала министр просвещения О. Васильева, что он зеркало всей системы образования, а потому что есть проблемы, без решения которых и говорить об этом рано, не то что планировать отмену в школе экзаменов. А вот сделать, чтобы экзамен не был зеркалом образования, выступая показателем, какая школа лучше какая хуже, потому что это извращенный критерий оценки школьных коллективов.

Школьные коллективы надо оценивать по уровню подготовки(квалификации) преподавательского состава, их методическому мастерству, а не по результатам только одной стороны образовательного процесса — ученика. И то, что сегодня экзамен(особенно в форме ЕГЭ) стал фетишем — главным, ведущим и основным в жизни школы и ученика, это плохо. Вот это отменить можно уже сегодня. От этого школьное образование не пострадает. И начать надо с отмены ЕГЭ в школе  и возвращению к письменному или устному экзамену, но с активным участием Учителя.

Над количеством и структурой экзаменов в школе можно и нужно поработать и обосновать необходимость. Может учесть будущую профориентацию ученика — техническая, гуманитарная и т.п. Но экзамены по таким дисциплинам как математика и русский язык отменять ни в коем случае нельзя для любого направления. А дальше одному химию, другому биологию, а третьему обществознание.

Что надо сделать?

Если говорить о существующем экзамене в форме ЕГЭ, то на мой взгляд, он модификации не подлежит, а подкрашивание может только навредить. Если говорить о формировании условий для перспективной отмены экзамена каким он существовал в советское время, то сначала надо решить хотя основные проблемы современного школьного образования.

Основными проблемами современного образования, на мой взгляд, являются:

  • низкий уровень спроса на знания и умения выпускника, достигнутые в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Именно они могут стимулировать получения хороших знаний в школе, хотя бы для того, чтобы не только поступить, но и продержаться до выпуска;
  • не всегда достаточный уровень профессиональной подготовки и морально-этических качеств учителей в школах, преподавателей в техникумах и ВУЗах, особенно периферийных, обусловленный тем, что на смену старшего поколения приходят выпускники, воспитанные не на патриотических, а монетаристких подходах образовательных услуг(услуга для образования — это очень печально). Учитель для ученика должен быть образцом для подражания;
  • очень низкий имидж учителя, преподавателя, да и студента по сравнению с имиджем предприимчивого и респектабельного бизнесмена, обусловленный, и низкой заработной платой, и пропагандой по телевидению, и условиями жизни и многими другими факторами.

Без решения этих главнейших проблем школьное образование не улучшится. И тогда школьное образование без экзамена будет далекой перспективой, как город Солнца Кампанеллы. А в городе Солнца можно было бы отменять экзамены. Там люди другие.

А Г.Грефа я в этих вопросах вообще бы не слушал. Потому что его высказывания о том, что школа должна перейти от преподавания знаний к обучению навыкам порочны. Это в принципе не возможно ибо навыков приобрести без наличия знаний не возможно. А что стоят высказывания о математике. Считать будут роботы?

Математика была, есть и будет самым лучшим средством формирования мышления человека. Формирования образа мышления, если хотите извилин в голове без математики либо трудно, либо не возможно. А как можно ненавидеть процесс оценивания, когда сам этим занимаешься каждый день. А в Сбербанке система не насильного образования? Думать надо, прежде чем говорить.

Заключение

Из всех элементов системы образования важнейшим является школа. А в школе важнейшим является учитель, его имидж, его статус, его настроение и помыслы. Раскрепостите учителя, но потребуйте от него высочайшего профессионализма и приложения всех сил на обучение и воспитание учеников. А результат работы оценивайте не по итогам экзаменов, ибо этот результат зависит не только от учителя, но от ученика, а по его компетенции, знаниям и умениям преподавать и воспитывать обучаемых.

Создать школу, отвечающую высоким международным, а лучше внутренним Российским требованиям, не просто. Говорят Финская школа самая лучшая. Но мало кто задумывается почему. Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом, закладываемым в дошкольном образовании, учителя в Финляндии это особая уважаемая часть общества, затраты на, как дошкольное, так и школьное образование высоки. Но от экзаменов они не отказываются. Пока.

Но предложение — школьное образование без экзамена — достойно рассмотрению в далекой перспективе.

На этом пока все. Дальнейшие публикации на эту тему детализируют точку зрения на проблемы в образовании.

Дистанционное обучение
Обучение программированию
Проектирование информационных систем
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *